Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Предыдущая | Содержание | Следующая

Глава 2.
Вдохновители гитлеровских «железных законов бытия»

На социальный дарвинизм ссылались духовные лица, не признававшие, что предком человека была обезьяна, но предпочитавшие видеть в этой роли тигра — как доказательство того, что право берется силой.

Ф. Р. Хёрст*, 1902

Британским... идеям, особенно имеющим отношение к... научным представлениям о расе и влиянию социального дарвинизма на общество, предстояло сыграть важную роль в формировании фашистских идей в целом — и национал-социалистских в частности.

Пол Хейз[1]

«Наука» о праве сильного

* Хёрст Фрэнсис Ригли (1873—1953) — англ. экономист и либеральный публицист.

«Жизненную мудрость», согласно которой «Бог создал мир (таким), каков он есть, для сильных и тех, у кого сострадания не в избытке...», Победоносцев, государственный деятель самодержавной России (цитируя книгу Стефена «Liberty, equality, fraternity») в 1901 г. назвал «глубоко укоренившимся убеждением английской нации, в лучших, солиднейших ее представителях». Не только Да-нилевский, русский противник «западных» ценностей, считал, что дарвинизм является чисто английской доктриной, которой присущи все особенности английского мышления и все качества английского духа. Его американский комментатор подтверждал эту точку зрения: «вполне возможно, что современники Дарвина, особенно те, кто находились вне контекста британской культуры, связывали борьбу за существование именно с британскими буржуазными ценностями» (1989)[2].

В год рождения Гитлера (1889) на пике эпохи империализма, критик культуры Макс Нордау констатировал: «Отныне они могут прикрывать свое природное варварство... ссылкой на последнее слово науки в духе теории эволюции»[3].

Однако еще до выхода в свет главного труда дарвиновской теории эволюции («Происхождение видов»), т. е. до 1859 г., позитивист Герберт Спенсер — не слишком обремененный знаниями (и оттого еще более самуверенный) — заверял расу завоевателей в следующем: «Победоносные группы, группы завоевателей в общем более ценны, чем большинство тех, кто оказался несостоятелен и потерпел поражение»[4]. «Естественный отбор» Дарвина он превра тил /70/ в «борьбу за существование», в которой выживает сильнейший, действующий наиболее эффективно («Survival of the Fittest»). Такой подход предполагает, что неприспособленные, малообеспеченные люди тормозят прогрессивное развитие расы. Так, в индийских «евразийцах», появившихся на свет в результате смешения рас, Спенсер видел пример расового «вырождения» и высказывал пожела-ние, чтобы межрасовые браки были «самым решительным образом запрещены»[5].

Евгеника, так называемая «наука» чисто английского происхождения, подтверждала право англосаксонской расы на мировое господство* и предоставление гражданства лишь на основе принадлежности к арийской расе в Третьем рейхе. «...Это течение зародилось в Англии, его лидером был Френсис Гальтон — двоюродный брат Чарлза Дарвина. Именно Гальтон придумал термин «евгеника». <...> Гальтон был уверен, что существует не только градация людей в пределах одной расы, но и сами расы отличаются друг от друга по сорту... Большинство негров, — как утверждал Гальтон, — «слабоумные». Прочие примитивные расы также являются врожденно дефективными. «Можно приводить сколько угодно примеров, — заявлял Гальтон, — доказывающих, насколько глубоко те или иные богемные (sic: т. е. некапиталистические, небуржуазные) привычки вошли в кровь и плоть людей, населяющих большую часть территорий, которые теперь заняты англосаксами и другими цивилизованными расами»». В качестве примера Гальтон приводил подчиненных «низших» кельтов Ирландии[7]. Он также ратовал за «священную войну» во имя укрепления расы[8]. Френсис Гальтон наме-ревался сделать евгенику «частью национального сознания, наподобие новой религии»[9]. В гитлеровской Германии Гальтона называли (как, например в 1937 г.) «отцом сознательной культивации рас», стоящим на «пути, ведущем к сверхчеловеку». Вот каким образом нацисты стремились популяризировать свою основополагающую доктрину (евгенику), подчеркивая английские корни этой науки**.

* B Англии и Америке большинство приверженцев евгеники поддерживали расистскую политику нацистов и приветствовали уничтожение "дегенеративных" элементов внутри белой расы, они также выступали за запрет смешанных браков[6] (прим. автора).
** Заявляя о желательности уничтожения гомосексуалистов, — первая категория жертв Гитлера, уничтожение которых было открыто рекомендовано — представители СС (в 1935 г.) аргументировали это тем, что и в данной области Британия была первооткрывательницей: она ввела самое строгое уголовное наказание в Европе за гомосексуализм (прим. автора).

Такое «дарвинистское» происхождение имеет немалая часть ключевых понятий национал-социализма, в частности, заявления самого /71/ Адольфа Гитлера[10]. Он и в последний год войны все еще был убежден: «Природа учит... что сильный выходит победителем, а слабый гибнет... (природа) прежде всего не знает... гуманности... желания... сохранять слабого... Природа не видит в слабости никакого повода для сострадания... напротив, слабость — основание для осуждения... Следовательно, война — предпосылка естественного отбора и одновременно... устранение слабых... Народ, неспособный одержать верх, должен уйти, и его место займет другой»[11].

Правда, здесь сказалось и влияние на Гитлера теории «расовой борьбы» австрийского социолога Людвига Гумпловича, который пытался оспаривать общность происхождения людей и объявлял порабощение, удовлетворение потребностей за счет эксплуатации порабощенного «важнейшим содержанием человеческой истории». (Представления Гумпловича «в некоторых случаях почти дословно воспроизведены... в «Mein Kampf» Гитлера. «Во всяком случае, эта натуралистическая социология вызвала к жизни и... газовые камеры Третьего рейха».) Однако этот вдохновитель Гитлера тоже в свою очередь следовал «воззрениям» британца Бенджамина Кидда, согласно которым прогресс происходит и должен происходить «только путем отбора сильнейших»[12].

Кидду принадлежит и вывод: коль скоро «нигде и никогда... государства не образовывались иначе, чем путем покорения чужих племен»[13], то в расовой борьбе «англосаксонская раса... совершенней всех». Это «объясняет и оправдывает господство этой расы над миром»[14]. Книга Кидда «Социальная эволюция» быстро нашла переводчиков на немецкий: ведь в ней подтверждается, что «рабство — самое естественное и... одно из самых разумных установлений»[15]. Понятие о подчиненности индивидуума и «органическое» представление о государстве, идею естественного отбора «высших от природы» в ходе эволюционного процесса — все это, с незначительными изменениями, перенял у Кидда гитлеровский идеолог Альфред Розенберг[16]. Из киддовской «науки о власти» представления о «закономерностях», в соответствии с которыми сама природа при помощи механизма «социальной наследственности» низводит опре-деленные народы до уровня «низшей расы»[17] — причем эту «социальную наследственность» может регулировать и государство[18] — были усвоены Гитлером[19]. Несомненно, на основе этих теорий он в конечном счете собирался вывести новый немецкий народ.

Среди британских источников «самое сильное и прочное влияние на (немецкий) фашизм» (как полагал Хейз) оказало расистское направление социал-дарвинизма, которое создал Карл Пирсон (до 1933 года — года прихода Гитлера к власти — бывший профессо ром /72/ евгеники). Пирсон уверял, что двигателем человеческого прогресса является расовый конфликт: «История показывает, что существует один путь, один и только один, при котором возможно возникновение высокоразвитой цивилизации — это борьба расы против расы — и выживание расы, более одаренной в физическом и духовном отношениях». Именно от Пирсона заинтересованные этой теорией немцы переняли следующую идею: нация, провозглашающая равные права для всех людей, не может удержать свои позиции в борьбе наций. А вымирание «низших рас» требует заселения все больших пространств «высшей расой». Чтобы обеспечить условия для существования своей нации, Пирсон предлагал проводить политику грубой силы. Ведь колонии, отвоеванные у низших рас, можно содержать в порядке только с помощью подав-ляющей силы и путем подчинения низшей расы высшей. Все эти идеи основывались на «законах природы», которые считались истиной в последней инстанции.

Уже в 1886 г. Пирсон «настаивал на захвате территорий, где могут жить белые люди», территорий, которые должны были обеспечить пространство, необходимое при «высоком уровне рождаемости среди прогрессивных классов» с целью влить новые силы в империю. А в 1900 г., во время империалистической англо-бурской войны, Пирсон вновь и вновь повторял, что «прогресс зависит от выживания сильной расы». Борьбу расы против расы он сравнивал с «раскаленным тигелем, откуда выходит закаленный металл»; это качество и достигается войной с «низшими расами». Для того чтобы победить в этой борьбе, «нация должна быть «гомогенной»... а не представлять собой “смесь низшей и высшей рас”», — заявлял Пирсон, намекая на необходимость уничтожения низших рас. «Сознательная расовая культура» должна перестать быть препятствием для «очищающего... естественного отбора». Таким образом, «патриотизм и расовая гордость должны... помочь остановить упадок расы. <...> Решением проблемы расовой деградации является империалистическая экспансия... люди должны отправиться за моря и проверить свою мужественность», став первыми колонизаторами. (На этом настаивал организатор британского движения бойскаутов Роберт Баден-Пауэлл.)[20]

Ведь селекция, «производимая самой природой», оправдывала любую неразборчивость в средствах, с которой мещане неудержимо рвались вверх (раньше социал-дарвинистский расизм тоже ассоциировался с апологетикой капитализма манчестерского типа[21]), оправдывала она и расистский империализм. Правда, Фридрих Ницше заметил, говоря о слишком человеческой природе последо вателей /72/ социального дарвинизма:

«Весь этот английский дарвинизм как будто бы отдает духотой английской перенаселенности, напоминающей характерный запах нужды и бедности, какой бывает в кварталах бедняков»[22].

Впрочем, из таких людей, из массы среднего сословия, с точки зрения социал-дарвинизма могла — благодаря подлинно биологическому (расовому) отбору — «с каждым поколением все более и более выделяться некая аристократия, обладающая истинной внут-ренней ценностью». «В результате некой... селекции... должна была возникнуть особо прогрессивная раса, настолько превосходящая остальных людей характерными качествами, как племенной жеребец — диких лошадей»[23]. Книга авторитетного представителя этих взглядов, Джона Берри Хейкрафта*, уже в год своей публикации была переведена на немецкий под названием «Natürliche Auslese und Rassenverbesserung» (Естественный отбор и улучшение расы)[24]. В Германию эти «взгляды» пришли из Англии. Британские евгеники рассматривали себя как орудие английского империализма[25].

* Хейкрафт Джон Берри (ум. 1922) — англ. врач и физиолог.


Примечания

1. К. Lun & Richard Thurlaw (Editors), British Fascism (London, 1980), p. 168-186: Paul Hayes, «The contribution of British intellectuals to fascism»; F. W. Hirst & G. Murray & J. L. Hammond, Liberalism and Empire (London, 1900), S. 152, 171ff.

2. Konstantin Pobedonoscev, Moskovskij Sbornik (Moskau, 1901), p. 240—242; Daniel P. Todes, Darwin without Malthus. The struggle for existence in Russian evolutionary thought(New York, 1989), pp. 19, 41, цит по: Данилевский. Дарвинизм. Критическое обозрение. СПб., 1885. Т. I. С. 478.

3. Lean Poliakov, The Aryan Myth. A. History of racist and nationalist ideas in Europe (London, 1971), p. 298.

4. Herbert Spencer, Social Statics or the Conditions essential for human happiness (London, 1851), p. 31 If, 314f, 321ff, 416f; Houghton, Victorian... mind, p. 139f.

5. David Duncan (Editor), Life and Letters of Herbert Spencer (New York, 1908), II, p. 16f: Spencer's letter of 26. August 1892 to Kentaro Kaneko.

7. Cf. Hugh Mac Dougal, Racial Myth in English History, p. 97.

8. Hannah Arendt, Ursprünge... totaler Herrschaft, S. 290; Bernard Semmel, Imperialism and social reform, English Social-Imperial thought 1895—1914 (London, 1960), p. 42,44, 49.

9. Francis Galton, Hereditary Genius (New York, 1891), p. 338f, 346, cited in Gossett, Race... in America, p. 155—156; Semmel, p. 47.

6. Stefan Kühl, The Nazi Connection. Eugenics, American Racism and German National Socialism (Oxford, 1994), pp. XIV, 72; Stefan Kühl, Internationale der Rassisten (Frankfurt, 2000), pp. 122 ff; cf. ibid., pp. 18, 4L

10. Mühlen, Rassenideologien, S. 240; American Historical Review, Vol. CVI, No. 4 (October, 2001), p. 1481, review of Pascal Grosse, Kolonialismus, Eugenik und bürgerliche Gesselschaft in Deutschland 1850-1918. Campus Forschung. No. 815 (New York, 2000); Lothar Stengel von Rutkowski, Was ist ein Volk? Der biologische VfolksbegrifT (Erfurt, 1943).

11. Unveröffentlichte Rede Hitlers vom 22. Juni 1944, gehalten vor Offiziersanwärtern, zitiert nach Christian Zentner: Adolf Hitler, Mein Kampf. Kommentierte Auswahl (1974), S. 225.

12. Emil Brix (Hrsg.), Ludwig Gumplowicz oder Die Gesellschaft als Natur (Köln, 1986), S. 25; Ludwig Gumplowicz, Grundriss der Soziologie (Wien, 1905), S. 139, 76, 78, 198.

13. Ibid., S. 195.

14. Ibid., S. 78.

15. Benjamin Kidd, Soziale Evolution. Deutsche Übersetzung (Jena, 1895), S. 155, 156.

16. Lunn & Thurlaw, British Fascism, p. 178: Paul Hayes, «Contributions of British intellectuals to Fascism».

17. Benjamin Kidd, The Science of Power (London, 1918), p. 294.

18. Benjamin Kidd, Social Evolution (London, edition of 1898), p. 280.

19. Lunn & Thurlaw, British Fascism, p. 178.

20. Karl Pearson, National Life from the standpoint of Science (London, 1901), p. 19, quoted in Paul Hayes, «Contributions of British intellectuals to Fascism»: Lunn & Thurlaw, British Fascism. S. 176f; Bernard Semmel (as note 154), p. 41f, 44, 49f; Jonathan Rutherford, Forever England, Reflections on Masculinity and Empire (London, 1997), p. 55; G. R. Searle, The Quest for National Efficiency. A study in British politics and political thought 1899-1914 (Oxford, 1971), p. 96.

21. Patrick von zur Mühlen, Rassenideologien. Geschichte und Hintergrund (Berlin, 1977), S. 98, 215.

22. Friedrich Nietzsche, «Fröhliche Wissenschaft»: Aphorismus 349: Werke, Band II (München, 1966), S. 215; Веселая наука / Пер. М. Кореневой. // Ницше. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993. С. 475.

23. Mühlen, Rassenideologien, S. 85 unter Anfuhrung von: John Berry Haycraft, Darwinism and Race Progress (London, 1895).

24. Mühlen, ibid., S. 85.

25. Robert Knox, Races of Men (London, 1850), p. V; S. Kühl, Internationale der Rassisten (1994), S. 25.

Предыдущая | Содержание | Следующая

Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017