Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Капитал и чиновники против детской больницы

Уже вторую детскую больницу в Москве закрывают для того, чтобы построить на этом месте гостиницу. Закрыта ДИБ № 8, а ситуация вокруг ДИБ № 12 и её поликлинического отделения (см. предыдущие публикации «Скепсиса») продолжает развиваться.

Причина предстоящего закрытия больницы — инвестиционный контракт, заключённый правительством Москвы с компанией «Медстройинвест» в 2006 году. По этому контракту компания получает под элитную застройку земельные территории 5-ти медицинских учреждений (в том числе и землю ДИБ № 12), а взамен обязуется построить новый корпус в больнице № 9 им. Сперанского и в больнице № 13 им. Филатова.

В результате больница № 12 закрывается, койко-места должны будут перейти в новый корпус больницы № 9 им Сперанского, а на её месте построят офисный комплекс класса «А» (см. сайт компании «Медстройинвест»). По словам чиновников, пациенты от такого решения только выигрывают — теперь они будут лечиться в современном, хорошо оборудованном помещении. Однако в действительности всё не так просто. Во-первых, в 12-ой больнице работает уникальный коллектив с давними традициями, который при закрытии больницы неизбежно будет разрушен. Во-вторых, до больницы Сперанского, расположенной по адресу Шмитовский проезд, д. 29, чрезвычайно сложно добираться (на Шмитовском часты пробки, до больницы несколько остановок и от станции метро «Улица 1905-го года», и от станции «Фили»), в то время как 12-я больница расположена очень удобно — она находится в 5 минутах ходьбы от метро Белорусская, рядом со станцией железной дороги и в непосредственной близости от 3-его кольца.

Кроме того, есть ещё одно важное обстоятельство. Поликлиническое отделение больницы № 12, расположенное по адресу Ленинградский проспект д. 16, стр. 1-2, (на здание которого к тому же претендует РПЦ) не является самостоятельным юридическим лицом — в случае закрытия больницы оно должно закрыться автоматически. Это единственная детская поликлиника на весь район Беговой! В апреле 2012 уже была предпринята попытка «по-тихому» закрыть поликлинику, и даже появилась информация, к каким соседним поликлиникам (и без того перегруженным) будут прикреплены дети.

В защиту больницы и поликлиники недовольные жители и родители пациентов развернули компанию протеста. И одними петициями дело не ограничилось. 11 мая был проведён сход жителей у больницы, 18 июня состоялась акция протеста у департамента здравоохранения Москвы, а 20 августа — пикет у министерства здравоохранения.

В результате, благодаря своевременным протестам и привлечению внимания общественности через СМИ, закрытия поликлиники удалось избежать, а закрытие больницы — по меньшей мере отсрочить. Более того, 20 августа во время пикета у министерства здравоохранения заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы А.И. Хрипун пообещал жителям, что поликлиника и в будущем закрыта не будет и останется в своём помещении, пока не получит новое здание в этом же районе.

Впрочем, несмотря на устное обещание чиновника, окончательно решенной участь поликлиники считать нельзя, потому что письменный приказ так и не был издан. Во всяком случае, на данный момент немедленное закрытие ей не грозит.

Судьба больницы оказалась сложнее. 4 октября в больницу поступил приказ о прекращении приёма детей по «скорой» с тем, чтобы к 19-му числу помещение было полностью освобождено.

В ответ на это глава инициативной группы жителей, мать ребёнка-аллергика Алла Фролова подала в суд на московское правительство в связи с нарушением прав её ребёнка на получение медицинской помощи. Если заявление примут к рассмотрению, то по закону, пока суд не вынесет решение, снос больницы и постройка гостиницы будут отложены по крайней мере на несколько месяцев.

12 октября местные жители во главе с Аллой Фроловой снова вышли на акцию протеста у ворот больницы. На встречу с протестующими приехал… кортеж из 5-ти машин, в котором оказалась целая делегация московских чиновников: заместители руководителя Департамента здравоохранения Москвы А.И. Хрипун и Н.В. Суслонова, главный специалист-педиатр департамента Б.М. Блохин, главный инфекционист департамента Н.А. Малышев, а также руководство здравоохранением САО.

Главной задачей чиновников стала попытка успокоить недовольных граждан и убедить их в том, что их претензии безосновательны, а закрытие больницы неизбежно и даже необходимо (см., в частности, репортаж politvestnik.tv).

В ответ на вопросы жителей, почему же всё-таки закрывают больницу, прозвучали стандартные в таких случаях отговорки: мол, здание 38-го года постройки, деревянные перекрытия, отсутствие соответствующей вентиляционной системы, один туалет и душ на пол-этажа, а также отсутствие возможности родителям ложиться вместе с детьми (см. репортаж «Москвы-24»).

На это Алла Фролова резонно возразила, что «если в больницу не вкладывали ни копейки за последние 10 лет, то, естественно, она не будет улучшаться». В связи с этим она предложила не закрывать больницу, но провести в ней полноценный ремонт и сохранить её как медицинское учреждение. Что касается нового построенного корпуса — по мнению Аллы Фроловой, он не будет пустовать, так как «рождаемость растёт — и всегда найдутся люди, которым надо будет лечить своих детей».

Вместо ответа А.И. Хрипун решил… поделиться своими впечатлениями от поездки в Израиль в составе делегации правительства Москвы. По его словам, зарубежные коллеги убедили его в том, что надо строить новые, хорошо оборудованные корпуса больниц, а не ремонтировать уже существующие старые здания. Между тем, в состоянии негодности, судя по словам самих же чиновников, находятся старые корпуса многих больниц в Москве, в частности, той самой больницы № 9 им. Сперанского, в новый корпус которой «сливают» ДИБ № 12.

На вопрос, почему бы в таком случае не построить новый корпус на старой территории, вместо того чтобы отдавать её под строительство гостиницы, чиновник так и не дал вразумительного ответа. Впрочем, ответ очевиден: «инвестору» нужна земля в престижном месте в центре Москвы, и власти делают всё возможное, чтобы он её получил. Ссылки на технические сложности, устарелость корпусов и доводы «израильских коллег» являются только отговорками — в действительности речь идёт не об интересах жителей, но интересах крупного бизнеса.

Ещё один проблемный вопрос, обсуждавшийся во время акции протеста, — это трудоустройство врачей, работающих в ДИБ № 12. По словам А.И. Хрипуна всем врачам будут предоставлены новые рабочие места в больнице Сперанского.

«Ни один человек не пострадает в связи с этим. Мы сохраним абсолютно всех людей, которых вы уважаете. Абсолютно всех», — пообещал он.

Однако будут ли выполнены эти обещания пока ещё далеко не ясно. Так, половине персонала ДИБ № 12 вообще не предлагали работу в 9-ой больнице. Кроме того, уже известен опыт закрытия инфекционного корпуса 4-ой городской больницы: высококвалифицированным специалистам были предложены должности, совершенно не соответствующие их уровню — регистраторов, санитарок, сестёр-хозяек, уборщиц, подсобных рабочих.

В смысле выполнимости чиновничьих обещаний очень характерной представляется ситуация с поликлиникой. Алла Фролова напомнила Алексею Хрипуну его обещание построить новое здание для поликлиники, а также сообщила, что недавно управа района Беговой опубликовала бюджетно-сметную документацию на 2013-15 гг., в которой о строительстве новой поликлиники ничего не сказано. По словам жительницы, возникает вопрос, кому же следует верить: обещанию замначальника департамента Москвы или управе, которая, получается, «живёт своей жизнью».

А.И. Хрипун и другие чиновники оказались в некотором замешательстве, но пообещали «разобраться» и даже выразили свою благодарность за информацию

На вопрос журналиста «Новой газеты», сколько больниц и поликлиник было закрыто за последний год, А.И. Хрипун ответственно заявил, что ни одна больница и ни одна поликлиника не была закрыта. Корреспондент сказала, что это неправда, и что закрыта, например, детская инфекционная больница № 8, на месте которой также будет построена гостиница. На это А. Хрипун заявил, что больница не закрыта, а просто реорганизована путём присоединения к 6-ой больнице. Когда же чиновнику возразили, что в действительности больница не работает, и в неё невозможно лечь, он просто отказался продолжать отвечать на вопрос, назвав его провокационным (см. видео на сайте «Новой газеты» начиная со второй минуты).

Однако, несмотря на все оптимистические обещания и любезности чиновников, проблема больницы так и остаётся нерешённой: в время акции протеста, детей из больницы уже развозили на «скорых» по другим медучреждениям в связи с грядущим закрытием. В итоге, главным результатом встречи стал прорыв информационной блокады — о ситуации с ДИБ № 12 написали многие СМИ, и стало ясно: втихую, без борьбы закрыть ещё одно детское медучреждение не удастся.

В заключение остаётся напомнить, что закрытие 12-ой детской инфекционной больницы является не уникальной проблемой, а только одним из проявлений нынешней политики в области здравоохранения. Как уже писал «Скепсис», в Москве уже закрыты детская инфекционная больница № 8, инфекционный корпус городской клинической больницы № 4, больница № 45 и урологическая больница № 47. И если бы не активность жителей района Беговой, то и больница № 12 уже не существовала бы — вместе с поликлиникой.

P.S. По словам Аллы Фроловой, в пятницу 19 октября ДИБ № 12 опять начала приём пациентов по скорой. Больница снова стала работать в полную нагрузку. Безусловно, это — победа родителей, которые давно борются с чиновниками за ДИБ № 12. Именно их усилия и гласность помогли остановить, пусть временно, процесс закрытия больницы.



По этой теме читайте также:

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017