Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Предыдущая | Содержание | Следующая

Политическая поддержка

В России расистская идеология тоже не остается бесхозной, и, начиная с 1990-х гг., ею открыто руководствуются некоторые, пусть и карликовые, но весьма шумные политические партии и движения[16].

В начале 1990-х гг. лозунг «выдворения непрошенных “черных” гостей с русской земли» отстаивала Национально-республиканская партия России, выступавшая тогда «за честь русской нации» и «твердый порядок в государстве». В одной из выпущенных ею листовок русский народ изображался жертвой собственной терпеливости и мягкости. Авторы листовки представляли его строителем и убеждали, что плоды этого противоправно присвоили другие. По их словам, все блага в Москве доставались приезжим: якобы чеченцы, азербайджанцы и грузины жили в Москве в десятки раз лучше, чем русские; якобы кавказцам было много легче, чем русским завести квартиру в столице; и, наконец, якобы львиная доля преступлений здесь совершалась выходцами с Кавказа и из Средней Азии. Листовка заканчивалась утверждением о том, что Третья мировая война уже началась и что у русских нет выбора: «или мы раздавим ползучую гидру тюрко-кавказских “братьев”, или она с сатанинской беспощадностью растопчет нас…»[17]. Иными словами, идеологи партии пытались мобилизовать против мигрантов все аргументы, типичные для «нового расизма» в Западной Европе. Однако в те годы такие партии с их радикальной идеологией оставались на обочине общественно-политической жизни, и некому было воплощать их призывы в жизнь, ибо скинхедам еще только предстояло появиться на свет.

Сегодня обстановка коренным образом изменилась, и приведенные выше лозунги находят сочувствие и понимание не только у городских обывателей, но и у политиков, чиновников и журналистов[18]. Например, лидер Народной национальной партии (ННП), москвич А.К. Иванов (Сухаревский), руководствовавшийся теми же идеями, активно привлекал к себе скинхедов и готовил их к борьбе за «спасение белой расы». Этот деятель является экзотической фигурой в русском националистическом движении. В 1994 г. недоучившийся военный, бывший экономист и кинорежиссер, являвшийся с 1992 г. есаулом Московской Казачьей Заставы, создал Народную национальную партию (тогда она называлась Движением народных националистов), основанную на откровенно расистской идеологии. 6 декабря 1997 г. в Петербурге прошел 3-ий съезд ННП, в работе которого приняли участие еще 28 националистических партий и казачьих движений. Поэтому этот съезд был одновременно провозглашен Четвертым съездом русских националистов. Своим достижением ННП провозгласила состоявшееся на съезде объединение с Национально-республиканской партией России под руководством петербуржца Ю. А. Беляева и на этом основании объявила себя «самой многочисленной и мощной организацией русских в России». Это было попыткой создать, действительно, общероссийскую организацию русских националистов; в ней, по утверждению самих руководителей, насчитывалось более 60 региональных отделений и 2000 активистов. Беляев получил в ней место председателя Центрального совета ННП[19]. Заместителем Иванова по партии стал В. Ю. Попов, издатель расистского журнала «Наследие предков» и газеты «Эра России».

Идеология партии была основана на, так называемом, «русизме». В начале апреля 2001 г., встречаясь в Самаре со своими поклонниками, Иванов (Сухаревский) так объяснял им свою позицию:

«Наша идеология базируется на сугубо научных достижениях — антропологии и психологии. Мы не фашисты и не расисты. Мы — русисты, а это подразумевает истинную власть русского народа… Мы не хотим крови, но защищать русскую нацию необходимо с оружием в руках. Я уже предлагал после терактов, устроенных чеченцами, сесть на самолет и разбомбить всех представителей этой нации»[20].

В одном из своих интервью он отметал обвинение в сознательной организации погромов и драк и объяснял их «стихийным всплеском расового сознания», «естественной формой протеста русской молодежи»[21]. Однако внимательное изучение его собственной деятельности по целенаправленному формированию у молодежи расового сознания приводит к иному выводу. Ведь в своей программной книге «Моя вера — русизм!» он так обращался к читателю: «Ты должен стать расистом». И продолжал: «Русский, знай — счастье в Расе, раствориться в Кровной общности — значит самому стать всей Расой»[22]. Он отрицал «местечковый национализм», доказывал «кровное родство расы» и заявлял, что «раса выше нации»[23]. Он провозглашал «братство белых народов», мечтал о «белой революции» и утверждал, что «миром должны править белые люди». При этом, не имея иной поддержки, он хотел опираться на скинхедов, видя в них «будущее нашей страны»[24]. А в своих лекциях для скинхедов он прямо говорил о «расовой войне» и о депортации «черных» с территории «белых»[25]. Взяв в 2000 г. себе в заместители скинхеда С. Токмакова, он мечтал организовать скинхедов и легально создать из них нечто вроде «штурмовых отрядов»[26]. Очевидно, все это говорит отнюдь не о спонтанном всплеске ненависти или «естественном протесте». Любопытно, что в беседе с журналисткой Токмаков, с одной стороны, выставлял себя противником не только погромов, но и вообще насилия, а с другой, мечтал о возможности организации под своим началом массовых молодежных драк[27].

Своим символом ННП взяла изображение несколько модифицированного христианского креста[28], однако откровенный расизм и вера руководителя партии одновременно в Христа Спасителя и Непобедимое Солнце (т.е. солнцепоклонничество) не позволяют назвать эту партию православной, христианской. По своим взглядам, она скорее может рассматриваться как неоязыческая с расистским уклоном, хотя среди ее членов встречались и те, кто считали себя верующими христианами. В последнее время она активно работала с симпатизирующими неоязычеству скинхедами[29]. Этому немало поспособствовало то, что в 1999 г., будучи в заключении, Иванов (Сухаревский) близко сошелся с С. Токмаковым, лидером скингруппы «Русская цель»[30]. Кстати, как-то разоткровенничавшись в беседе с журналисткой, Токмаков признался, что его путь в скинхеды начался с обсуждения с друзьями «Влесовой книги» и вопросов язычества[31].

Для приема скинхедов в свою партию Иванов (Сухаревский) разработал целый ритуал, получивший название «День креста» и обычно проходивший без лишних свидетелей в подмосковном лесу. Ритуал сопровождался криками «Зиг хайль!», «Россия для русских! Москва для москвичей!», «Смерть кавказцам и жидам!» и нацистским приветствием под лозунгом «Слава Руси!». Обращаясь к новому пополнению, вождь с гордостью называл их представителями «белой расы» и «расистами»: «Вы не бандиты, вы расисты, вы чистопородные! Вы имеете право быть хозяевами!» Он призывал формировать «расовое сознание» и обещал в вознаграждение за самоотверженную борьбу «мировое господство белой расы». В соответствии с нацистской традицией ритуал включал сожжение креста под музыку Рихарда Вагнера[32]. Тем временем скинхеды клялись «блюсти чистоту крови» и «биться с врагами Святой Руси во имя торжества белой расы»[33].

Иванов (Сухаревский) задумался о привлечении к своему движению скинхедов еще в 1996 г., когда выходившая под эгидой молодежного крыла его партии газета «Русский реванш» начала печатать сведения о западных скинхедах и опубликовала расистскую заметку Яна Стюарта. Своим девизом эта газета взяла нацистский лозунг «Бог, Труд, Нация» и в соответствии с нацистской идеологией определила нацию как «мистическую материю», «общность по крови». Она призывала «разбудить расовые базовые нордические архетипы» и «стать Русскими в первозданном северно-арийском смысле этого имени». Целью объявлялось превращение Евразии в «Арийский Простор, континентальную Империю Свастики»[34]. В те годы Иванов (Сухаревский) начал использовать скинхедов в качестве своих охранников.

Впрочем, в начале 1999 г. партия пережила кризис. Тогда по решению суда была закрыта газета «Я — русский», а Иванов (Сухаревский) был приговорен судом к полутора годам тюремного заключения за «разжигание межнациональной розни». После этого В. Попов и Ю. Беляев с ним рассорились, и ряды его последователей заметно поредели. В начале 2000-х гг. Иванов (Сухаревский) окончательно сделал ставку на скинхедов, создал организацию «Скинхед» и стал у них культовой фигурой. Но 3 октября 2003 г. он получил многочисленные травмы и потерял один глаз после того, как у него в руках разорвалось самодельное взрывное устройство. После этого его активность резко снизилась.

Другой примечательной фигурой является бывший милиционер Ю.А. Беляев, входивший в первой половине 1990-х гг. в руководство Национально-республиканской партии России (НРПР) и после раскола, произошедшего в 1994 г., возглавивший ее организации в Санкт-Петербурге. Тогда Беляев был близок с В. Н. Безверхим — основателем первого в Петербурге неоязыческого объединения «Союз венедов», исповедовавшего нацистскую идеологию. Беляев даже предлагал тому взять на себя роль одного из аналитических центров НРПР для выработки «идеологических и методологических основ русского национального движения»[35]. Но позднее он стремился всячески дистанцироваться от «дедушки русского фашизма», связь с которым могла бы его скомпрометировать[36]. После размолвки с Ивановым (Сухаревским) его группа с 2001 г. существовала автономно как «Партия свободы».

Беляев — человек дела и сторонник решительных действий. Проработав десять лет в отделе уголовного розыска ленинградской милиции, в конце 1991 г. он стал одним из создателей «Русского национального легиона» при уже известной нам НРПР. В легион принимались лишь «славяне,...имеющие твердые национальные и государственные (имперские) убеждения». Члены этой полувоенной организации принимали участие в боевых действиях в Сербии, Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии и, по словам Беляева, всегда готовы были поддержать того, кто попытается установить в стране «твердый порядок»[37]. В середине 1990-х гг. Беляев был замечен в тесных контактах с петербургским отрядом ставропольского казачества, известным своим шовинизмом и связями с криминальными структурами[38]. Именно Беляев был одним из организаторов первых праворадикальных рок-концертов в Петербурге[39] и создателем идеологии для местного скин-движения[40]. Начиная с 1996 г., Беляев несколько раз привлекался к ответственности за «разжигание национальной розни». Что же касается религии, то, разделяя основные положения «хазарского мифа», Беляев объявляет себя сторонником русского язычества[41].

Скинхедов пытался организовать и использовать главный редактор московского журнала «Русский хозяин» юрист А. Червяков, одно время помогавший Иванову (Сухаревскому) финансами. Когда-то он подумывал о создании из скинхедов и футбольных фанатов общественного движения «Русский хозяин». В частности, он поддерживал контакты с бандой «Кровь и честь», отличившейся на погроме в Ясенево весной 2001 г.[42] А в Орле шефство над бритоголовыми взял на себя филиал шовинистической «Русской партии»[43]. Накануне парламентских выборов 2003 г. среди радикалов, привлеченных в партию «Народная воля» С. Бабурина, оказался и скинхед С. Токмаков[44]. Кроме того, в начале 2000-х гг. скинхедов стал собирать вокруг себя расистский журнал «Атеней», основанный В. Авдеевым, А. Ивановым и П. Тулаевым. Поэтому вице-премьер правительства Москвы В. Шанцев был недалеко от истины, когда, пытаясь объяснить погром в Царицыно, сказал, что бритоголовые «кем-то используются» и предложил искать «кукловодов»[45]. Однако, специально искать их не требовалось, ибо к тому времени они уже были хорошо известны[46].

Действительно, в течение последнего десятилетия скинхедов собирал вокруг себя неонацистский «Славянский Союз» (СС) Д.Демушкина, начавшего свою карьеру в 1995 г. в одной из первых московских скингрупп «Белый бульдог». Затем в течение ряда лет он занимал руководящие должности в РНЕ, пока в 1999 г. не дозрел до организации своего собственного движения[47]. Фактически СС был одним из осколков распавшегося в 2000-2001 гг. РНЕ. Эта малочисленная организация так и осталась бы одной из маргинальных групп правых радикалов, если бы Демушкин не познакомился с тогдашним депутатом Госдумы от ЛДПР Н. Курьяновичем. Тот взял его своим помощником на общественных началах, что открыло Демушкину двери в Госдуму и позволило познакомиться с рядом ее депутатов[48]. При этом до 2005 г. Демушкин держал у себя молодежное отделение «Скинс легион», состоящее из скинхедов, отличавшихся ультраправыми взглядами. Но, если кто-либо из них совершал убийство и оказывался в поле зрения правоохранительных органов, он с легкостью от него отрекался[49].


Примечания

16. Верховский А., Папп А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России. М.: Институт экспериментальной социологии, 1996; Верховский А., Прибыловский В., Михайловская Е. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М.: Панорама, 1998; Тарасов А. Skinheads ou naturel // Неприкосновенный запас, 1999, № 5, с. 82.

17. «Интернационализм? Да, это последнее прибежище идиота!!!» Листовка Национально-республиканской партии России. Архив автора.

18. Митрохин Н. От «Памяти» к скинхедам Лужкова: идеология русского национализма в 1987-2003 годах // Неприкосновенный запас, 2003, № 5, с. 37-43.

19. Иванов (Сухаревский) А. К. Моя вера – русизм! М.: Наследие предков, 1997, с. 62; Беляев Ю. А. Открытое письмо членам НРПР // Я – русский, 1998, № 2 (5), с. 2; Я – русский, 1998, № 4, с. 1.

20. Бондаренко А. Русские националисты ориентируются на Самару //Независимая газета, 6 апреля 2001, с. 2.

21. Пунанов Г. Скинхеды // Известия, 20 апреля 2002, с. 3. Защитникам скинхедов-погромщиков нравится их оправдывать ссылкой на «стихийный протест молодых москвичей против засилья иностранцев, попирающих их права». См.: Бальбуров Д. Право на расизм //Московские новости, 12-18 февраля 2002, с. 23. Уместно напомнить генеалогию этого аргумента, активно использовавшегося в дореволюционной России черносотенцами для объяснения еврейских погромов. Об этом см., напр.: Дейч М. Клио в багровых тонах. М.: Детектив-Пресс, 2006, с. 63. Кстати, и тогда погромщиков нередко называли «хулиганами».

22. Иванов (Сухаревский) А. К. Моя вера – русизм! С. 4, 8. Объявляя свое учение «русизмом», Иванов сознательно заявлял себя продолжателем дела русских националистов, начавших свою деятельность еще в 1960-х гг. О них см.: Козлов В. А. Крамола: инакомыслящие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953-1982 годы // Отечественная история, 2003, № 4, с. 102-109.

23. Иванов (Сухаревский) А. К. Моя вера – русизм! С. 15, 24.

24. «Наша цель – это власть» // Московские новости, 16-22 апреля 2002, с. 2-3.

25. Метелева С. Необыкновенный фашизм // Московский комсомолец, 23 апреля 2002, с. 2. О взглядах Иванова (Сухаревского) и субкультуре бритоголовых см. также: Подрабинек М. Ботинок как оружие пролетариата – бритоголовые в России поднимают голову //Первый канал ТВ. Новости, 16 октября 2005 (http://www.1tv.ru/owa/win/ort6_main.main?p_news_ title_id=82081&p_news_razdel_id=7).

26. Зверев А., Карамьян Е. Скиндер-сюрприз // Московский комсомолец, 13 ноября 2001, с. 2.

27. Морозова Ф. Бритая голова покоя не дает // Литературная газета, 26 июня – 2 июля 2002, с. 5.

28. Наш крест // Я – русский, 1998, № 1 (4), с. 1. В качестве политического символа ультраправой идеологии стилизованный кельтский крест был впервые взят на вооружение Ку-клукс-кланом, а затем получил популярность у ряда неонацистских организаций (Американский фронт и Арийские нации в США, Британский Национальный фронт и пр.). Сегодня это – один из излюбленных символов скинхедов. Крест ННП воспринимается скинхедами как результат совмещений право– и левосторонней свастик.

29. Языческие симпатии многих скинов подтверждает и анонимный автор, написавший о них панегирический трактат, размещенный в Интернете. См.: Suncharion. Скинхеды (2005) (http://suncharion. narod.ru/Text2/skinheads/Part01.html). См. также: Головин О. Скинхэды стоят за Россию //Завтра, 2002, № 3 (426), с. 7; Волков Р. В. Клеймо Чернобога. Архангельск: Рагнерек, 2007, с. 158, 186-188.

30. Тарасов А. Наци-скины в современной России. Аналитический доклад Московского Бюро по правам человека, 2004 (рукопись); Лихачев В. Нацизм в России. М.: Панорама, 2002, с. 119. Впрочем, осенью 2003 г. Токмаков разошелся с Ивановым и покинул ННП, уведя с собой часть ее активистов. Вскоре он и вовсе отошел от политической деятельности. А к 2008 г. сошла на нет и деятельность самой ННП. См.: Кожевникова Г. В., Шеховцов А. В. и др. Радикальный русский национализм: структуры, идеи, лица. М.: Центр «Сова», 2009, с. 192-193.

31. Морозова Ф. Бритая голова покоя не дает // Литературная газета, 26 июня – 2 июля 2002, с. 5. О популярности неоязычества у русских неонацистов и ее причинах см.: Шнирельман В.А. Интеллектуальные лабиринты. М.: Academia, 2004, с. 123-311. Но это вовсе не означает, что неоязычество сводится к одной лишь неонацистской версии. Это широкое движение включает массу различных направлений, многие из которых далеки от политики.

32. Вагнер остается любимым композитором белых расистов, несмотря на все их увлечение белым роком. Они даже вводят его мелодии в свои композиции. См.: Ware V., Back L. Out of Whiteness: color, politics and culture. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 2002. P. 112-115.

33. Соколов-Митрич Д. Sieg Heil! Фашисты снова под Москвой // Известия, 30 мая 2002, с. 4-5. Во всех подробностях этот ритуал был показан по РЕН-ТВ 14 февраля 2004 г., где он был представлен как подготовка «погромщиков 21-ого века». Выступавший в программе Иванов (Сухаревский) представил скинхедов как активных участников войны против «чуждой цивилизации».

34. А. А. Революционный национализм // Русский реванш, 1996, № 1, с. 1. В 2001 г. Пресненский суд г. Москвы официально признал Иванова (Сухаревского) «нацистом», а в 2002 г. Мосгорсуд приговорил его к трем годам лишения свободы условно за разжигание национальной и религиозной розни.

35. Беляев Ю. А. Битва наций // Родные просторы, 1995, № 1 (25), с. 19.

36. Беляев Ю. А. Мой выбор // Я – русский, 1998, № 1(4), с. 6.

37. Интервью Ю. Беляева для НТВ 17 октября 1996. См. также: Верховский А., Папп А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России. М.: Институт экспериментальной социологии, 1996, с. 128, 160-161, 311.

38. Челноков А. Казаки и разбойники // Известия, 1 марта 1996, с. 2.

39. Лихачев В. Нацизм в России, с. 119.

40. Костюковский В. Особенности национального нацизма //Новые Известия, 14 февраля 2002, с. 1, 5. В 2005-2008 гг. Беляев неоднократно привлекался к ответственности органами правопорядка за разжигание национальной, расовой и религиозной вражды. В частности, такого рода материалы регулярно публиковались газетой «Наш народный наблюдатель» (2003-2004 гг.), органом «Партии свободы», причем газета не случайно взяла себе название, напоминающее об известном нацистском печатном органе. Несколько раз Беляев отделывался условным наказанием. Последний раз он был задержан в Пскове в мае 2008 г., причем ему было предъявлено все то же стандартное обвинение. По решению суда, в октябре 2008 г. Беляев был приговорен к шести месяцам лишения свободы в колонии-поселении, однако уже через месяц был освобожден. Подробно см.: Верховский А., Кожевникова Г. Радикальный русский национализм: структуры, идеи, лица. М.: Центр «Сова», 2009, с. 70-77.

41. Интервью Юрия Беляева // Правые новости, 11 марта 2008 ( http://news.nswap.info/?p=7011)

42. Карамьян Е. Москва коричневая // Россия, 5 февраля 2002, с. 20; 6 февраля 2002, с. 12. В мае 2007 г. Червяков был арестован за изготовление у себя на квартире и распространение экстремистской (антисемитской и расистской) литературы. Ровно через год его дело было передано в суд.

43. Бутузова Л. Взять и замазать // Московские новости, 25 июня – 1 июля 2002, с. 21.

44. Дейч М. Родина в кавычках // Московский комсомолец, 9 апреля 2004, с. 4.

45. Муждабаев А. Вице против наци // Московский комсомолец, 13 ноября 2001, с. 4.

46. На Западе ультраправые также предпринимают большие усилия по привлечению молодежи из учащихся и безработных. Для них издается много расистской литературы, видео– и аудиозаписи, публикуются специальные молодежные журналы и газеты. См.: Popple K. Understanding and tackling racism among young people in the United Kingdom // Hazekamp J. L., Popple K. (eds.). Racism in Europe: a challenge for youth policy and youth work. London: UCL Press, 1997. P. 19.

47. Мамедов В. А., Кочкин Ю. В., Ерыкалина А. Ю. Наци-скинхеды. Челябинск: Челябинский юридический институт МВД РФ, 2006, с. 32-33; Liberation: Кремль вскармливает неонацистов для борьбы с «оранжевыми» и «голубыми» // Новости России, 7 июня 2006 (http://newsru.com/russia/07jun2006/neoss.html). В июле 2006 г. Демушкин задерживался сотрудниками правоохранительных органов, и в его квартире был проведен обыск. Однако тогда он был отпущен, но известно, что позднее его имя фигурировало в трех уголовных делах, расследованием которых занимались прокуратуры Москвы и Московской области. См.: Филиппов В. Центральный федеральный округ. Москва // Тишков В.А., Филиппова Е.И. (ред.). Этническая ситуация и конфликты в странах СНГ и Балтии. Ежегодный доклад, 2006. М.: ИЭА РАН. 2007, с. 77.

48. Кожевникова Г.В., Шеховцов А.В. и др. Радикальный русский национализм: структуры, идеи, лица. М.: Центр «Сова», 2009, с. 152-154.

49. Степенин М. Расследование // The New Times/Новое время, 2 апреля 2007, с. 28; Рубникович О., Тихонов В. Неонацист встретил ФСБ радикально //Коммерсант, 10 сентября 2009 (kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID =1235180).

Предыдущая | Содержание | Следующая

Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017