Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Предыдущая | Содержание | Следующая

1. Создание и продвижение фильма

Фильм «The Soviet Story» снят латышским режиссером Эдвинсом Шнере и продюсером Кристапсом Валдниексом. Главным спонсором фильма стала группа Union for Europe of the Nations (UEN Group) в Европарламенте. Предложение о выделении средств на съемку фильма было внесено латышскими депутатами Европарламента Гиртсом Валдисом Кристовскисом и Инесе Вайдере. Поначалу представители UEN Group выразили опасения, что картина в конечном счете может оказаться направленной против преемника СССР – России. В ответ было заявлено, что цель создателей фильма – только разъяснить западноевропейцам историческую правду. [1]

Содержание фильма раскрывалось его создателями следующим образом: «Главные опорные пункты «Советской истории» – искусственно созданный голод на Украине в 1932–1933 годах, или Голодомор, убийство польских офицеров в Катыни в 1940 году, сотрудничество СС и чекистов, массовые депортации в Советском Союзе и медицинские эксперименты, которые проводились над заключенными системы ГУЛАГа». [2] Помимо этого, на официальном сайте «The Soviet Story» было заявлено, что в фильме на основе «недавно рассекреченных документов» /8/ проливается свет на помощь Советского Союза нацистской Германии в «разжигании Холокоста».

Премьера фильма была организована в здании Европарламента 9 апреля 2008 года. Презентация сопровождалась агрессивной пиар-кампанией, организованной латышскими депутатами Европарламента. «Я считаю, что «The Soviet Story» станет переломным пунктом в понимании истории Европы, – заявила перед премьерой депутат Инесе Вайдере. – Эдвинс Шнере нашел новую, более высокого уровня точку зрения на события прошлого». В свою очередь, Валдис Кристовскис заявил, что фильм – только начало, попытка «расшевелить общественное мышление». «Эта работа должна продолжаться, во имя будущей безопасности и согласия в Европе должен идти честный диалог о тех тоталитарных режимах, которые правили в Европе», – сказал депутат. [3]

Несмотря на столь громкие заявления, премьера в Европарламенте не отличалась многолюдностью. На просмотр пришли девять латышских, два литовских, два польских и один британский депутат; зал пришлось заполнять гостями из Латвии. [4] Через несколько дней после премьеры создатели фильма заявили, что копии «The Soviet Story» будут розданы всем депутатам Европарламента. [5]

Фильм сразу же вызвал критику. Депутат Европарламента Татьяна Жданок охарактеризовала «The Soviet Story» как пропагандистскую поделку, «которую пытаются /9/ выдать за «новое слово в истории»». [6] Российские историки обратили внимание на целый комплекс использованных в фильме фальшивок. [7] Удивление в связи с заявлением об участии СССР в «разжигании Холокоста» выразила Федерация еврейских общин России. Глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин предположил, что это – очередная попытка переложить вину с реальных преступников – членов легионов СС, в том числе балтийских, на других людей. [8]

В начале мая состоялась премьера фильма в Латвии, сопровождавшаяся активной рекламой в СМИ и несколькими презентациями для прессы и политиков. Показательным моментом является то, что латышская премьера оказалась приурочена к празднованию очередной годовщины Великой Победы над нацистской Германией. Рекламный слоган, размещенный на официальном постере фильма, гласил: «Великая Победа массовых убийств!»

«The Soviet Story» получала поддержку от официальных латышских властей. Премьеру фильма посетил президент Валдис Залтерс, министр юстиции Гайдис Берзиньш предложил показывать фильм в школах, а министр иностранных дел Марис Риекстиньш заявил: «Латвия должна добиваться, чтобы «The Soviet Story» увидели зрители всего мира». [9] В свою очередь, режиссер ленты Эдвинс Шнере написал письмо министру образования и /10/ науки Татьяне Коке с просьбой поддержать идею показа фильма всем латышским школьникам. [10]

Рекламный постер фильма «The Soviet Story»
Рекламный постер фильма «The Soviet Story»

Предложение Берзиньша и Шнере быстро воплотили в жизнь. 29 мая был организован бесплатный просмотр «The Soviet Story» для учеников 45-й средней школы г. Риги. Латышское издание «Neatkarīga rīta avīze» отметило, что дети были шокированы увиденным; часть из них выходила из кинозала со слезами. [11] /11/

Опыт демонстрации пропагандистского фильма школьникам получил определенную поддержку в Эстонии. Эстонский министр образования Тынис Лукас отметил, что фильм является слишком шокирующим для детей, но вместе с тем «правильным». По мнению Лукаса, Эстония должна снять свой документальный исторический фильм на эту тему, который стал бы учебным пособием, в том числе и в русских школах. [12]

10 июня начался недельный бесплатный показ фильма в «Музее оккупации Латвии» в Риге [13]; 17 июня состоялась демонстрация «The Soviet Story» по государственному телеканалу LTV латышского телевидения. Согласно сообщениям латвийских СМИ, демонстрация фильма привлекла большое внимание телезрителей: «The Soviet Story» посмотрели 11% аудитории, что составляет около 250 тысяч зрителей в возрасте старше четырех лет. [14]

Следует отметить, что показу фильма по телевидению предшествовала небольшая дискуссия историков, в ходе которой о картине позитивно отозвался советник президента Латвии профессор Антонийс Зунда. [15] Чуть позже депутат Сейма, бывший легионер СС Висвалдис Лацис предложил наградить режиссера Эдвинса Шнере высшей государственной наградой — Орденом Трёх звезд. Еще более курьезную инициативу высказал музыкальный педагог Янис Бирзко: он предложил выдвинуть /12/ режиссера фильма «The Soviet story» на Нобелевскую премию. [16]

При этом в Латвии не скрывают, что фильм «The Soviet Story» является пропагандистским и имеет мало общего с документалистикой. Наиболее четко и предельно цинично эту позицию выразил известный политолог Иварс Иябс:

«После показа фильма в Латвии много говорилось про его «историческую объективность». Я не собираюсь оценивать этот фильм в подобных категориях… Пропагандистское кино – это не наука. Это совершенно другая культурная система, которая оперирует яркими символами, мобилизующими образами, нарочно упрощенными и всем понятными толкованиями. Поэтому такое кино иногда не менее важно для общества, чем наука со всей ее нейтральностью и вниманием к деталям…

Не нужно быть историком, чтобы понять, что с исторической точки зрения в фильме довольно много всяческого вздора…

Идеологическая работа проведена с честью, поэтому оценивать фильм в категориях «исторической объективности» – абсолютно лишнее. Надеюсь, что на Западе фильм посмотрит большое количество зрителей».[17]



1. Latvijas Avize, 31.03.2008.

2. Там же.

3. ИА «Росбалт», 11.04.2008. Rus.Delfi.lv, 11.04.2008.

4. Там же, 14.04.2008.

5. Там же, 11.04.2008.

6. Новые хроники, 08.04.2008; Известия, 09.04.2008; Pravda.ru, 09.04.2008;

7. ИА «Росбалт», 14.04.2008.

8. Rus.Delfi.lv, 08.05.2008;

9. Novonews.lv, 13.05.2008.

10. ИА REGNUM, 22.05.2008.

11. Novonews.lv, 30.05.2008.

12. Rus.Postimees.ee, 05.06.2008.

13. Novonews.lv, 10.06.2008.

14. Mixnews.lv, 10.07.2008.

15. Вести сегодня, 19.06.2008.

16. Mixnews.lv, 08.07.2008.

17. Latvijas Vestnesis, 23.05.2008.

Предыдущая | Содержание | Следующая

Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017
 
 
Кто нужен «Скепсису»?