Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Предыдущая | Содержание | Следующая

Глава Шестая

Из-за холмов...

После нападения на Элизабет Экфорд город охватила исступленная истерия. Ненависть к неграм достигла апогея. Ежедневно из всех уголков штата Арканзас в Литл-Рок прибывали все новые и новые группы расистов, и чем больше их становилось, тем меньше с ними могла справиться местная полиция — ведь они находились под защитой национальной гвардии штата.

Наконец местная полиция оказалась почти совершенно бессильной, и мэр города Вудро Мэн заявил: «Я уверен, что подавляющее большинство населения Литл-Рока разделяет мое глубокое возмущение тем, что губернатор решил использовать наш город как пешку в своей корыстной политической игре».

Вудро Мэн не был единственным, кто расценил сенсационное решение Фобуса вызвать солдат национальной гвардии в Литл-Рок как политический маневр. Многие политические обозреватели считали, что это было отчаянной попыткой Фобуса добиться избрания на пост губернатора в третий раз. Используя войска штата для неподчинения федеральным законам, Фобус по существу провозглашал, что права штата превосходят права федерального правительства. Такое противопоставление штата федеральным властям всегда находило у южан поддержку. В свое время это послужило причиной выхода Юга из Союза во время президентства Линкольна.

Фобус мгновенно нажил на этом политический капитал, получив широкую поддержку фанатичных расистов Юга. Если на протяжении многих лет своего губернаторства он ничем не блистал, то теперь стал героем — человеком, необходимым даже тем, кто не был ярым сторонником сегрегации.

В истории Арканзаса был лишь один губернатор, который был избран на третий срок; теперь почти не оставалось сомнений, что Фобус будет избран в третий раз, если только он выдвинет свою кандидатуру.

За свои сорок семь лет Фобус прошел длинный, полный неожиданных поворотов путь. По слухам, он родился в бревенчатой хижине в центре Озарских гор в Мэдисонском графстве.

В 1936 году Фобус упорно стал добиваться выдвижения своей кандидатуры на первичных выборах в палату представителей штата Арканзас по спискам демократической партии, но потерпел поражение, не добрав незначительное число голосов. В 1938 году он был избран секретарем окружного федерального суда и переизбран в 1940 году. В мае 1942 года он вступил в армию и был послан в офицерскую школу. После ее окончания его направили в Европу в составе 320-го полка 35-й пехотной дивизии. Когда его демобилизовали из армии в 1946 году, он уже носил воинское звание майора.

Вернувшись домой, он стал добиваться места в государственном аппарате и выставил свою кандидатуру на пост судьи одного из графств, но потерпел поражение.

Однако Фобус вовсе не был еще политическим трупом. Во время избирательной кампании, проходившей в Арканзасе после второй мировой войны, Фобус привлек к себе внимание крупных политических воротил штата своим ораторским талантом и особенно своим умением разговаривать с сельскими избирателями.

Фобус заключил политический союз с Сиднеем С. Макматом, который впервые выставил свою кандидатуру на пост губернатора. Фобус оказался для Мак-мата просто находкой. Он не только без устали выступал перед сельскими избирателями, пользуясь доступным им языком, но и оказал Макмату полнейшую поддержку в своей еженедельной газете «Мэдисон каунти рекорд», которую он приобрел вскоре после демобилизации. Макмат был настолько благодарен Фобусу, что, победив на выборах в 1948 году и став губернатором, он назначил Фобуса на пост инспектора шоссейных дорог. Затем в 1951 году Фобус стал помощником Макмата по административным делам и годом позже был назначен начальником управления шоссейных дорог штата Арканзас, а это было одно из самых тепленьких политических мест в штате.

Политическая машина Макмата состояла в основном из богатых, образованных молодых людей, которые гордились своим «либерализмом». Они без особых трудов сумели переманить на свою сторону городских избирателей Литл-Рока, а также промышленных районов Форт Смит, Пайн, Блаф, Джонсборо и нефтяного городка Эльдорадо. Благодаря голосам рабочих и негров они победили и в других городах.

Пробыв на посту губернатора два срока, Макмат в 1952 году стал добиваться избрания в третий раз. Его противником был Фрэнсис А. Черри, добродушный седовласый судья из восточного Арканзаса, который, скинув судейскую мантию, горячо включился в избирательную кампанию.

Арканзас является преимущественно сельским штатом. В 1950 году лишь 33 процента его населения жило в городах. В период с 1940 по 1950 год мы были свидетелями переселения многих негров-издольщиков в северные города. К концу этого десятилетия белое население штата составило 77 процентов, а негритянское — 22 процента.

Историк штата Джон Гулд Флетчер указывал, что благополучие жителей Арканзаса, больше чем какого-либо другого штата Юга, зависит не столько от промышленности, сколько от его природных богатств.

Штат Арканзас разделен на две части: Озарк и горы Уошита. Вместе они образуют гористый полукруг, очень красивый и богатый такими полезными ископаемыми, как уголь, бокситы и даже алмазы. Тут прекрасные урожаи яблок и арбузов. Здесь и великолепные равнины, и долины с богатыми поливными землями в районе дельты Арканзаса и Миссисипи, где снимают рекордные урожаи хлопка. Плантации от трех до пяти тысяч акров в дельте реки Арканзас — явление обычное.

Включившись в избирательную кампанию, судья Фрэнсис Черри поставил перед собой задачу завоевать голоса избирателей, живущих в лесной глуши. Он развернул кипучую деятельность в гористых и равнинных районах — от восточных плантаций до живописных гор на западе. Он подолгу разговаривал с фермерами об урожае и о необходимости строить новые школы и, как и его предшественники, обещал построить первоклассные дороги. Черри часто выступал по радио. Он мог говорить часами, отвечая на вопросы избирателей. Фермеры, у которых не было радиоприемников, собирались возле универсального магазина или у бензозаправочной станции ближайшего селения и слушали Черри.

Когда Черри включился в избирательную борьбу, перевес на стороне Макмата был два к одному. Но по мере того, как Черри продолжал выступать по радио, он завоевывал все больше сторонников.

В 1952 году он был избран губернатором штата Арканзас. Губернатор Черри находился на своем посту больше года, когда настало время приступать к подготовке новой избирательной кампании. День 28 апреля 1954 года был последним сроком регистрации кандидатов для участия в первичных губернаторских выборах. За несколько минут до истечения этого срока Орвал Фобус спокойно зарегистрировался как кандидат в губернаторы. Наряду с Гаем Джонсом, Гэссом Макмилланом и самим Фрэнсисом Черри Фобус заручился поддержкой влиятельных лиц. Прожженные политиканы верили в его успех.

С одной стороны, было ясно, что у сельских избирателей Фобус будет пользоваться не меньшим успехом, чем Черри. Графство Мэдисон, где он родился, по-прежнему было одним из самых малонаселенных в штате, а население в его родном городке Хэнтсвил едва достигало тысячи человек. Ему не стоило никакого труда непринужденно болтать об урожае, ценах на сельскохозяйственные продукты и обо всем, что дорого сердцу фермера,

С другой стороны, у профсоюзов, негров и либерально настроенных слоев населения сложилось впечатление, что Фобус либерал, поскольку он был связан с деятельностью Макмата. Одно время Фобус стал даже объектом нападок со стороны Совета белых граждан штата Арканзас.

После первичных выборов кандидатуры Джонса и Макмиллана отпали. Остались Черри и Фобус, и между ними разгорелась напряженная борьба. Сторонников Черри вдруг осенила мысль разоблачить Фобуса, который в 1935 году посещал Коммонуэлс-колледж в Мена (штат Арканзас), якобы являющийся коммунистическим учреждением. Законодательные органы штата постоянно проверяли деятельность колледжа, и наконец в 1941 году распоряжением суда он был закрыт «за нарушение общественного порядка». В 1949 году колледж был занесен министром юстиции в списки подрывных организаций.

Однако попытка разоблачить прошлое Фобуса — студента давно забытого и уже не существующего колледжа — дала осечку. Фобус и его сторонники умело воспользовались этой неудачей. Выступая по телевидению, Фобус изобразил себя жертвой нечестных приемов. Конечно, он посещал Коммонуэлс-колледж, но, убеждал он, в те времена он был молодым человеком, сыном бедного фермера и получил стипендию в колледже, не имея представления о его репутации. Этим заявлением он, естественно, завоевал сочувствие избирателей.

Другим политическим фактором, который перетянул чашу весов на сторону Фобуса, было поражение его друга и наставника Сиднея С. Макмата, который баллотировался на первичных выборах на пост члена сената США против Джона Л. Маклелана. Потерпев поражение, Макмат решил оказать политическую поддержку Фобусу.

Несмотря на то что сначала у Фобуса были ничтожные шансы на победу, в 1954 году его выбрали губернатором Арканзаса, после чего он избирался на этот пост пять раз подряд.

Правление Фобуса не обошлось без политических казусов. Политическое содружество Фобуса с Макматом прервалось, когда позднее возник конфликт в связи с введением совместного обучения и вызовом отрядов национальной гвардии. Оба они беспощадно обвиняли друг друга. Газеты как-то привели заявление Макмата о том, что он, как бывший губернатор, признает за собой только одну ошибку — «строительство той единственной шоссейной дороги в графстве Мэдисон, по которой «Фобус вышел в свет».

Я часто задумывалась над этой репликой. Действительно, каким был бы Литл-Рок сегодня, если бы эта дорога не была построена?

Торгуд Маршалл и Уайли Брэнтон, адвокаты Ассоциации, потребовали от окружного федерального суда пресечь попытки губернатора Фобуса, помощника губернатора штата Арканзас и командира части национальной гвардии воспрепятствовать введению совместного обучения в Центральной школе. Слушание дела было назначено на пятницу, 20 сентября.

Во время разбирательства, после того как судья неоднократно отклонял претензии истцов, весь состав суда и Торгуд Маршалл, адвокат по делам о гражданских правах, не имевший себе равных по количеству побед, одержанных в Верховном суде США, были ошеломлены поведением адвокатов Фобуса, которые, собрав в охапку свои бумаги, заявили, что они покидают зал.

Судья Роналд Н. Дэвис, невысокий стройный человек с продолговатым лицом и темными волосами, немного приподнялся со своего стула и, сощурившись, удивленно посмотрел в сторону адвокатов, словно не верил своим глазам. Когда адвокаты Фобуса направились к выходу, считая, — я в этом уверена, — что они достойно удаляются, Торгуд Маршалл обратился к Уайли Брэнтону: «Ну, теперь меня действительно ничем не удивишь!»

Судебный зал гудел от возбуждения. Судья Дэвис распрямил плечи, стукнул молотком по столу из красного дерева и отчетливо объявил: «Слушание дела продолжается». Позже судья вынес постановление, запрещающее губернатору использовать солдат национальной гвардии с целью воспрепятствовать введению совместного обучения в Центральной средней школе. В тот же вечер Фобус выступил по телевидению и заявил, что согласно предписанию окружного федерального суда он отозвал отряды национальной гвардии.

Сыграв роль подстрекателя толпы, Фобус теперь пытался свалить вину на негритянское население города. Он сказал, что надеется убедить негритянских учеников не пользоваться правами, данными им судом, и воздержаться от посещения Центральной средней школы, пока не настанет такое время, когда совместное обучение можно будет ввести без применения силы. Вскоре после своего выступления Фобус выехал в Си Айлэнд (Джорджия) на конференцию губернаторов южных штатов.


Предыдущая | Содержание | Следующая

Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017