Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Как завод обесценили, а потом продали

П рокуратура Владимирской области обратилась в суд города Владимира с исковым заявлением о признании недействительной приватизации крупнейшего в областном центре химического завода. Слухи о том, что при акционировании этого предприятия были задействованы какие-то скрытые пружины, давно гуляли по городу. Проверка, проведенная работниками прокуратуры, показала, что они рождались отнюдь не на пустом месте.

Сюрпризы начались с плана приватизации завода, утвержденного областным комитетом по управлению государственным имуществом 30 сентября 1992 года. Проверяющих насторожил один из его пунктов, в котором было сказано, что завод якобы не имеет имущества, сданного в аренду сторонним предприятиям, организациям или коммерческим структурам. «Перелопатив» груду документов, специалисты установили, что это утверждение, мягко говоря, не соответствует действительности. Еще 30 июня 1991 года администрация химзавода заключила долгосрочный договор с малым предприятием «Пласта», полностью передав ему в аренду производство аминопласта и пресвинипласта в одном из цехов предприятия. О том, что малое предприятие «Пласта» использовало производственные мощности своего прародителя химзавода, говорит и то, что только за девять месяцев 1992 года, предшествовавших созданию АО «Владимирский химический завод», они перечислили своему покровителю за аренду почти пять миллионов рублей.

Не попало в план приватизации и имущество стоимостью свыше 48 миллионов рублей, переданное администрацией предприятия 28 августа 1992 года акционерному обществу закрытого типа «Химический завод» на один год. Это общество также было создано на базе государственного химического завода.

«Забыли» приватизаторы учесть и производственные мощности цеха N 12 химзавода, переданные в аренду в июне 1992 года акционерному обществу открытого типа «Интеркварцстрой». Таким образом завод обесценили.

Каким образом администрации завода удалось усыпить бдительность областного комитета по управлению государственным имуществом, утвердившего «липовый» план приватизации крупнейшего во Владимире предприятия? Почему он не заметил трех «слонов» в образе МП «Пласта», АОЗТ «Химический завод», АООТ «Интеркварцстрой», арендовавших у химзавода дорогостоящие производственные площади, оборудование, склады, имущество? Кому и за какие заслуги предоставлялись в аренду лакомые куски – на эти и многие другие вопросы должен дать ответы суд. Однако факты, ставшие достоянием прокуратуры, уже сейчас позволяют говорить о странном благодушии государственных органов области, призванных контролировать процесс приватизации, активно влиять на нее, их неоправданно терпимом отношении к некоторым «вольностям» приватизаторов.

Особенно характерны в этом смысле итоги закрытой подписки на акции АО «Владимирский химический завод». 18 работников АО из состава администрации в период с 16 по 23 октября 1992 года подписались в общей сложности на 62970 акций на общую сумму 107 миллионов 49 тысяч рублей. (Это сейчас миллионом трудно кого-либо удивить, а тогда, в 1992 году, он еще кое-что значил.) Семь заместителей генерального директора АО «ВХЗ», например, зарегистрировали за собой от 3428 до 4100 акций каждый, девять начальников отделов, включая руководителя отдела труда и заработной платы, - от 1049 до 3758, главный инженер - 4100 акций. В число «избранных» попала также референт генерального директора АО, подписавшаяся на 3612 акций. Стоимость пакета акций каждого из новоиспеченных хозяев завода колебалась от одного миллиона 783 тысяч рублей до шести миллионов 970 тысяч рублей (в ценах 1992 года!). Ни один из «избранных» не в состоянии был оплатить такое количество ценных бумаг ни деньгами, ни ваучерами. Впрочем, они и не собирались полностью оплачивать их своими кровными. Работники прокуратуры установили, что за ценные бумаги рассчиталось... московское акционерное общество закрытого типа «Химическая инвестиционная компания “Чинко”». Оно при этом приобрело значительно больше акций, чем разрешал закон.

И территориальное управление по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур спохватилось только после вмешательства областной прокуратуры.

Впрочем, спохватились и другие структуры, призванные стоять на страже государственных интересов. И было от чего. АО «Чинко», как установлено проверкой, не смогло в отведенные ему сроки рассчитаться с государством за акции, приобретенные на инвестиционных торгах, ни деньгами, ни приватизационными чеками. Оно не вложило в АО «ВХЗ» и обещанные миллиарды рублей, миллионы немецких марок и долларов США. Словом, в ходе проверки АО «ВХЗ» работникам прокуратуры пришлось решать уравнения со многими неизвестными. Они по-своему решили его, но последняя точка в этой непростой истории за судом.

Опубликовано в «Российской газете» от 1.01.1996


По этой теме читайте также:

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017